Виктор САВИН: Компьютерная графика и фотоманипуляции
Арт-проект "ТЕНЬ НЕБЕС"

Проект "Тень небес" начат в 2007 году и до настоящего времени не экспонировался для широкой аудитории, кроме недавней публикации в журнале "Неизвестная Сибирь" (№8, 2012 г.). При этом благодаря отдельным работам автор стал победителем и лауреатом нескольких арт-конкурсов, таких например как Фестиваль-конкурс "Размышления о будущем" (Москва, Винзавод. 2010 г.), III-бьеннале графики в Ханты-Мансийске (2012 г.) и др.

По сути, проект еще не закончен, да собственно его и продолжать можно бесконечно, но сегодня ясно, что он уже "набрал" достаточную количественно-качественную художественную массу и необходимую силу воздействия, что бы представить его, наконец, самому широкому кругу зрителей.

"Тень небес" - это серия изображений, созданных средствами компьютерной графики по принципу фотоманипуляций. Каждая работа после эскизирования и подготовки исходных изображений (съемка фотооисходников, иногда до нескольких сотен), "собиралась" и моделировалась в компьютерных графических редакторах (специальных программах). Современные приемы цифровой обработки изображений, не смотря на трудоёмкость отдельных процессов, позволили воплотить в проекте новые своеобразные графические эффекты, почти недостижимые традиционными средствами графики, или фотографии.

Но не только в этом новизна и своеобразие проекта. А, прежде всего, в самой идее – с одной стороны убедительные по своей реалистичности композиции, которые, обладая всеми атрибутами традиционной станковой картины (замыслом, образом, настроением, архитипическим подтекстом), заставляют зрителя поверить в реальность изображения, и даже порассуждать о том, что хотел сказать автор. С другой стороны, ключевые элементы на этих работах составлены из множества фрагментов окружающей нас действительности, что в свою очередь говорит о нереальности самих этих элементов и эфемерности созданного ими мира. Возникает любопытная игра в реальность-нереальность – из реального мира создается новая реальность, которая вовсе и не реальность, а что тогда? И, зачем она создана? Собственно, как и в жизни, ведь мы до сих пор не знаем, что первично – реальность или идея этой реальности...

В общем, "Тень небес" – это, по определению Владимира Назанского, архитектурно-философские притчи, рассматривая которые не обойтись без анализа знаков и смыслов. Зрителю приходится погружаться в интерпретацию образов и причинно-следственные рассуждения, – а это, собственно, как раз то, чего добивается автор. Для усиления этого эффекта к работам даны текстовые комментарии, позволяющие, перенаправить поток рассуждений в сторону тех тем, которые не всегда очевидны на картинах Виктора Савина.

Интересная деталь: исходными материалами для проекта по большей части послужили фотографии фрагментов зданий и сооружений Новосибирска и, при разглядывании работ, некоторые знатоки города с удовольствием угадывают, архитектура каких именно зданий легла в основу того или иного образа. Разумеется, это нельзя отнести к достоинствам проекта, но то, что автор, использует облик родного города в своих работах – по крайней мере, интересно, к тому же архитектура Новосибирска придает особый колорит и своеобразие получаемым в итоге картинам.

Валерий Козлов

Французский философ Жан Бодриар, будучи в Москве, дал интервью, в котором на вопрос: как ему видится развитие искусства в будущем? – сказал, что он не прорицатель, но, скорее всего, это будет реализм. И с этим трудно спорить, ведь за время модернизма и постмодернизма открыты практически все возможные направления в искусстве, и, собственно, самими открывателями они же и исчерпаны.

Нынешняя содержательная и формальная вседозволенность превратили некоторые направления в шокирующую пародию на искусство да и на само творчество. Поэтому в наше время – время жажды новаций и быстрого развития технологий все сильнее ощущается тоска по настоящему, по профессиональному мастерству, по гуманизму в содержании, по реализму, в конце концов. Какой реализм нужен современности? – сказать трудно, ясно одно – он должен соответствовать эпохе, её технологической свободе, её глобальной коммуникативной специфике, её информационному избытку, её социальной организации, и её медиа-культурным достижениям, наконец.

Арт-проект "Тень небес" представляет собой попытку нащупать то направление, в котором будет развиваться визуальное искусство ближайшего будущего. С одной стороны в работах автора еще заметны элементы постмодернизма, такие как обращение к культурному наследию (правда без саркастической иронии), эффект "дежа-вю", прямое и косвенное цитирование (включая цитирование самого себя), с другой – это новые тенденции, прежде всего в технологии, когда изображение создается путем его компьютерного моделирования из сотен фотофрагментов окружающего мира с приданием им нового (иного) визуального статуса, или в пластике образов – при развитой детализации прочитывается стремление к современной знаковой обобщенности, или в содержании, где в обращении к извечным темам очевидна их современная многозначная информационно-перенасыщенная интерпретация. Да и сам конечный продукт проекта – серия визуальных работ, которые могут демонстрироваться как традиционная графика в виде высококачественных принтов, так и в виде мультимедийной галереи с возможностью трансформации изображений и даже анимации – все это символы нового времени.

В любом случае "Тень небес" это проект современный, сделанный с явным профессиональным мастерством как в традиционных пластических категориях (композиция, фактуры, рисунок, цвет), так и в категориях новейших цифровых технологий. В содержательной стороне проекта помимо философских рассуждений и обобщений автора, угадываются культурные тренды нашей эпохи, которые мы наблюдаем в современном кино, в литературе, живописи, фотографии, то есть все то, что сегодня является культурным контекстом как отдельного человека так и общества в целом.

Возможно работы Виктора Савина – это и есть тот новый реализм, который, вспоминая Бодриара, так и хочется назвать "симулятивным реализмом", но если без иронии, то проект, несомненно, заслуживает самой высокой оценки, серьезного внимания к себе и поддержки как зрителей так и искусствоведов.

Анатолий Бакшаев