Арт-проект "ТЕНЬ НЕБЕС"

В истории человечества с библейских времен постоянно выискивались лидеры, люди сильные духом, которые самозабвенно вели народ к высоким поднебесным идеалам. Правители, политики, пророки, полководцы и прочие вооружались благими идеями, знаменами, лозунгами и рвались добыть блага и славу себе и своему народу, как правило, за счет другого народа, либо части своего же собственного. И всегда это кончалось одним и тем же – ничем. Сначала лилась кровь, потом опьянение вроде бы победой, а потом всё на круги своя. Зато деятельность прорабов новых Вавилонских сооружений со временем обрастала чудесными легендами и невероятными мифами. Причем чем больше времени проходило, тем эти легенды становились все более позитивными, а ближе к нам – наоборот, хотя суть то одна и та же. Не замечали? А сравните: Македонский-Цезарь-Наполеон-Гитлер…

Сегодня, если оглядеться, эти лидеры, хоть и помельче, но всё равно легко различимы, они всегда рядом, того и гляди, начнут придумывать новые лозунги, раскрашивать знамена и вверх, вверх, вверх…

Эта картина о встрече, о самом начале отношений, когда, например, люди встретились, и, хотя еще совсем не знают друг друга, но их уже тянет познакомиться, сблизиться, подружиться. Или две группы людей, два коллектива, две тусовки еще не в курсе уставов друг друга, а столкнулись и надо как-то разводить ситуацию… Или два государства – примерно понимают, что ждать друг от друга (разведка донесла), но все же менталитет разный, культура, социальное устройство – все другое, но мосты наводить надо…

Это тот момент, когда еще не известно, что впереди: то ли дружба, то ли война. Еще пока самое начало, самый напряженный момент, главное не сделать глупой ошибки в самом начале. А дальше будет легче...

Кракелюры, диффузия красок, просветы нижнего слоя… – превратили "Квадрат" Малевича в фантастический пейзаж или в тонкую абстракцию (каждый видит своё) – само Время включилось в работу над картиной и медленно перечёркивает "жирную точку", поставленную Малевичем, как приговор живописи. Он додумался создать гениальную перво-ноту – ни паузу, ни звук, а тишину. Тишину такого накала, что вся музыка, звучащая до неё тут же забывается, и вспоминать приходится уже через призму того нулевого отсчёта, которым отметил Малевич разнонаправленное векторное поле эпохи модернизма. Ноль градусов в медицинском отчёте о состоянии здоровья искусства по палате ХХ века. А ведь у кого-то на градуснике далеко за 40, а у кого-то вообще минусовая температура.

В привычной повседневности нашей жизни нет радикального противопоставления чёрного белому. Тёмное и светлое это всего лишь отдельно взятые пристрастия в восприятии пригородного пейзажа или картины известного (иже безызвестного) мастера – и тому и другому человечество уже готово предпочесть телефоны, автомобили и кофемолки с явными признаками статуса их хозяина и обязательной периодической их заменой на статус повыше. Ценность живописи и природы уходит, и лучшее им спасение – Интернет, где они не портятся, не путаются под ногами и при этом всегда под рукой.

Ощущение конца Истории. Или нет?

P.S. Если представить, будто Вы сидите на берегу залитого солнцем пруда и листаете книгу по истории изобразительного искусства, то белая бумага на солнце обретет пронзительное свечение до рези в глазах, а картинки станут тёмными прямоугольниками и сольются от страницы к странице в единую темную массу, и будет очень похоже на то, что Вы видите.

Вам не кажется, что в нашем мире периодически всё становится с ног на голову. Нет, я не имею в виду чиновников или политиков, которые, заботясь о своем народе, принимают решения против самого этого народа. Не беру Историю, которую время от времени переписывают с точностью да наоборот. Я о человеческих отношениях, о любви, о дружбе. Вот, к примеру, гриновская Ассоль. Почему типично буржуазная ситуация Зурбагана и Лисса была так популярна в эпоху "развитого социализма". Да потому, наверное, что главным мерилом ценности человека были интеллект, творческий порыв, преданность, профессиональное мастерство и идейность конечно (будь она неладна), но ни в коем случае не деньги. А сейчас? Вроде и ситуация буржуазная, а про Грина, Дж. Лондона или О. Генри никто и не вспоминает. Все перевернулось – стало наоборот. Романтики поубавилось? Но ведь и ныне девушки ждут своих капитанов, которым, кстати, сегодня куда проще добыть себе алые паруса в виде шикарного Лексуса или квартиры в респектабельной многоэтажке. Если есть деньги. А если нет? Тогда приходится полагаться на свой интеллект, творческий порыв, придумывать чего-нибудь…

Видимо, все-таки, в людских отношениях все по-прежнему, – как было во все времена, так и есть. Вот только ощущение какое-то…, будто все с ног на голову.

В роли Ассоль – Антонина Мыльникова

Бог в каждом из нас, утверждают современные теологи и служители церкви, человек – это храм. Причем не тело является храмом, тело – вместилище души, храм же скорее внутри этой самой души или ее составная часть. У кого-то храм прочный, мощный, у кого-то красивый, эффектный, кто-то еще только строит, кто-то уже ремонтирует, обновляет, кто-то в своем храме сочетает все сразу. Сложная это субстанция, сверхъестественная. Примерно как остров на изображении – его прямая аллегория.

Иногда так случается, что вдруг человек оказывается оторванным от мира, вроде и люди рядом и мир никуда не делся, но он как бы в стороне. Например, когда лежит в больнице или болеет дома, или когда долго едет в поезде. Там, за окном течет жизнь как полная чаша, а он не у дел… И ладно, если это временно, – выздоровел и опять в потоке событий и свершений, а ведь кто-то вынужден оказаться в стороне очень надолго, а то и навсегда, – каково им тогда?..

Построил эту чудесную пляжную музыкальную машину один умелец из города Подморска. Он увидел подобную машину у монахов (см. "Кухонные истории") и сделал свою, – не на колесах, а на плаву. Машина способна воспроизводить мелодии удивительного звучания в широчайшем тембровом диапазоне очень приятные на слух. По утрам она может ненавязчиво будить отдыхающих, зазывая их на пляж. К обеду её звуки разжигают аппетит, а после обеда располагают к блаженной дрёме прямо на пляжном песке. Вечером машина готова наигрывать чарующие мелодии танцевальной музыки: вальсов, полек, фокстротов и даже рок-н-роллов, располагая к десертам и коктейлям. При этом катамаран должен все время барражировать вдоль берега, привлекая внимание не только звуками, но блестящими на солнце (либо в свете вечерне-ночных фонарей) позолоченными деталями, да и собственным неповторимым видом. Всеми своими достоинствами машина призвана поднимать настроение, улучшать самочувствие, способствовать общему оздоровлению и даже лечить некоторые болезни.

Теперь жители Подморска озабочены созданием пляжа.

Если Вы придете ко мне в мастерскую и мы выпьем с Вами красного вина, то возможно мы заговорим о небе, о чистом весеннем небе и о прочем небесно-весеннем, тогда Вам захочется лечь на пол и попытаться пробиться взглядом сквозь одиннадцать этажей над мастерской, сквозь чердак и рубероид на крыше к тому самому небу… А я одену старые токарные очки, склонюсь над Вами и спрошу: "Ну, как, видно?" И перед Вами будет в точности то, что изображено на этой картинке, – и никакой фантазии.

Исходная фотография с пола мастерской снята Ильнаром Салахиевым

Самые интересные истории рассказываются на кухне. Не в гостиной за большим столом, не в кафе, не на работе и не в сквере. На кухне особый уют, всегда под рукой чай и печенье, всё как бы располагает к неспешному и приятному повествованию. Например, про монахов, которые верили, что Музыка – это великая благодать, – она лечит и бодрит, делает людей добрее, изгоняет зло, привлекает любовь и т.п. И вот монахи построили музыкальную машину, способную издавать чудесные звуки и исполнять прекрасную музыку. Когда они самозабвенно работали рычажками и педалями своего творения, всё пространство вокруг наполнялось гармонией и светом, теплом и благостью. И пошли монахи с этой машиной по городам, деревням и сёлам, играя великолепные мелодии за еду и ночлег, исцеляя людей, развлекая и наполняя их души благодатью. Слушая эту Музыку, люди забывали обиды, расставались со злобой, отказывались от коварных планов, избавлялись от хвори и тоски. Триста лет ходили монахи, вроде одни и те же, хотя они всегда в масках – не поймёшь. И мирно стало в тех краях, спокойно и радостно, ибо всем доставалось Музыки, Счастья и Любви.

Когда-нибудь они и до нас доберутся. Ждём…

В роли рассказчицы – Марина Якуценя

Иногда хочется взлететь, вознестись над суетой и устроить маленький праздник на двоих. Праздник счастья и полета… В общем эта работа о любви.

В качестве планеты использована круговая панорама Новосибирска снятая с высотки в центре города (около 70 снимков, автор снимков: Ильнар Салахиев, сборка панорамы: Виктор Савин). В качестве героев выступили сам автор и Марина Якуценя.

Каждой эпохой было создано нечто, ставшее достоянием всей истории человечества. XX веком – особенно. В силу глобальной информированности, его достижения известны почти все, и их не счесть. В искусстве, в науке, в политике, в экономике, в рекламе, в мультимедиа есть огромное количество открытий, изобретений, творений, с которыми человечество уже вряд ли расстанется. Есть, конечно, те, что, скорее всего, никогда больше не пригодятся, например, пейджер, или гибкая пластинка с популярной музыкой, или развитой социализм, но они были, и роль свою сыграли. А более всего интересны люди, – те люди, что эти открытия сделали и эти творения создали – их много, они разные, есть великие, и не очень, есть гуманисты и наоборот… И вот стоит у пирса ковчег, – кого бы взять с собой из XX-го века в XXI-й? Гагарина, Высоцкого, Beatles. Песняров, Моноро, Миронова, Тарковского, Deep Purple, Пикассо, Модильяни, Моисеенко, Булгакова, Ильфа и Петрова… сколько же их? Очень много, всех сразу и не вспомнить. Все они, так или иначе, повлияли на нашу жизнь. А есть и те, кто мало кому известен, но в моем XX веке они очень важны, и я непременно взял бы их, будь моя воля. А кого взяли бы Вы?

Ивана Купала – древнейший славянский праздник, в котором помимо массового купания, прыганья через огонь, сжигания колес и чучел, хороводов и гадания на венках пущенных по реке, происходит еще много всяких чудес:

  • - папоротник в ночь перед Купалой загорается ярким пурпуром, как будто зацветает. Человек нашедший такой папоротник некоторое время видит все клады, где бы они не были спрятаны или зарыты;
  • - деревья в ночь на Ивана Купалу переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев. Беседуют между собой и животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой; - в купальскую ночь ведьмы и нечисть становятся более опасными, поэтому на пороге и на подоконниках кладется крапива, чтобы защитить себя от их напастей;
  • - если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и положить по углам избы, то это избавит от вора, который не сможет подойти к дому;
  • - в полночь девушке нужно, не глядя, нарвать охапку травы и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году она выйдет замуж;
  • - еще девушки на ночь кладут под голову трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, укажи моего суженого!"
  • - если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится!

Наблюдающая за венками – Марина Якуценя.

Когда эта картинка только задумывалась, то хотелось как-то затронуть экологическую тему. Мол, как бы новые технологии не меняли нашу жизнь к лучшему, мы все же еще очень далеки от того, чтобы не угнетать земную природу, и всё такое... Но в процессе работы, образ урбанистического дерева или гриба всё больше терял связь с реальностью и становился фантастическим, каким-то неземным. И вот тут-то возникла другая смысловая идея, – это мысль о том, что разум человеческий стремится упорядочить и переделать мир по стандартам простых геометрических форм: прямые (или как можно прямее) дороги, каналы и ЛЭП, прямоугольные (или на худой конец цилиндрические) дома, заводы и цирки, выровненные поля, площади и стадионы… А природа? Природа наоборот не терпит прямых углов, она стремится к энтропии, к хаосу – такова её гармония. И стóит человеку бросить, например, недостроенный дом, как природа тут же начинает подтачивать фундамент, рушить стены, и затягивать все сорняками. Вот и выходит, что идёт постоянная борьба, – человек стремится созидать, а природа – разрушать… Впрочем может и наоборот: природа созидает, а человек – рушит? Диалектика, понимаешь, разума и природы.

Виртуальный мир – это порождение компьютерных технологий, мир созданный в специальных программах и данный нам в ощущениях, но реально не существующий. В нем можно заработать виртуальные деньги, зайти в виртуальный магазин и купить виртуальный товар. В нем можно общаться, воевать, творить и даже любить. Что-то наподобие сна. Если сны каждого человека объединить в один общечеловеческий – получится что-то похожее на виртуальный мир. И можно не просыпаться. Вот только почему-то виртуальный мир, как и реальный, далеко не совершенен, порой еще и хуже, примитивнее. Достаточно побродить по социальным сетям, почитать комментарии, и станет понятно, что Интернет не способствует реализации лучших качеств человека. Да и забава эта скорее для тинэйджеров. Поэтому меня больше привлекают миры литературные или художественно-кинематографические – они совсем другое дело, – тоже вроде не совершенны, но они глубже, тоньше, и проблемы в них по большей части стремятся разрешиться, – в этом их отличие от мира реального и виртуального и основное их предназначение.

Вот и Сны трицератопса, да и все работы серии "Тень небес" - по сути, из виртуального мира, ведь они созданы в тех же компьютерных программах, по тем же технологиям, но все-таки наполнены традиционным для картин [литературным] содержанием, а на сколько это хорошо – судить Вам.

Моделью для всех героев кроме велосипедиста послужила Оксана Богачева. Велосипедист – образ собирательный, инструмент, на котором играет Оксана, – выдуманный, а сама картинка – виртуальная.

Когда-то давно, в эпоху возрождения, например, общественным идеалом был гуманизм, и жизнь была, как бы пропитана человечностью. Возьмем, к примеру, Леонардо да Винчи (для тех, кто не в курсе – справа под отвисшими небесными обоями видны эскизы и записки Леонардо, а слева внизу – орнитоптер или по-русски махолёт – его изобретение). Так вот, итальянский гений разработал огромное количество полезных для человека машин и механизмов, и даже его смертоносные военные приспособления – гораздо гуманнее нынешнего оружия. От "мясорубочных" устройств Леонардо в бою можно было как-то увернуться, убежать, а вот от современной бомбы – вряд ли.

Но даже не это главное. А то, что образ мышления у людей прошлого был ориентирован на человека, на его беды, чаянья и нужды, и такой "человеческий – слишком человеческий" подход к жизни был естественным, и непременно позитивным.

А сейчас! Сейчас гуманизма всё меньше и меньше. И мышление, если оно свободно от освоения технических новинок и решения бытовых проблем, развивается в направлении парадокса. Парадокс становится символом нашего времени. В искусстве, чем еще кроме парадокса можно пронять пресыщенного зрителя? Как, например, этим городом на столе. Нет, можно конечно обратиться к сексуальной разнузданности или изображать анатомические ужасы, но это идёт не от мышления, а от инстинктов, причем низменных, да и позитива в них не просматривается.

Парадоксальная у нас эпоха, не до гуманизма нам, да и занятия у нас есть поинтереснее – айфоны, джипы, пент-хаусы, стринги, шопинг, фитнес..., в общем, полный смокинг.

Однажды, когда я по современным понятиям был тинэйджер, к нам приехали родственники из Томска, среди них был мой троюродный брат – мой ровесник. У себя в Томске он танцевал и пел в каком-то народном ансамбле и был ярым поклонником русской народной музыки. Я же тогда напротив любил The Beatles, и соответственно русские песни не принимал ни в какую. Мы общались, он долго и с гордостью рассказывал о своих пристрастиях, видимо в ансамбле ему нравилось, и были успехи. "А ты знаешь Битлов?" - спрашиваю я. "Нет – ответил он – и знать не хочу, это ужасная музыка". "Но Битлы не могут не нравиться!" – уверял я, – "Вот послушай!" И включил на своем Айдасе (магнитофон такой был, дешевый) песню "Oh, Darling". Слушал он внимательно, но под конец все-таки махнул рукой, и далее слушать отказался. Говорить нам больше было не о чем, и я ушел к друзьям не улицу. А когда вернулся, то неожиданно застал его склоненным к Айдасу, из которого негромко лилась "Oh, Darling"… – мой родственник, пристрастился-таки к Битлам...

Что же касается меня, то я еще долго продолжал фанатеть от The Beatles, а также от Deep Purple, Песняров, Pink Floyd, Ариэля и многих-многих других, пока, наконец, не пришел к народной и классической музыке и полюбил их тоже. Но далеко не сразу, и во многом благодаря все тем же названным группам – они использовали все это в своем творчестве.

В роли the Beatles – the Beatles, в роли этнической исполнительницы – Оксана Богачева. Кстати, такого музыкального инструмента, как у Оксаны, в реальности нет, он придуман и, нарисован специально для этой картинки.

Спросите любого: в каком бы мире он хотел жить? И каждый ответит – в мире без войн, насилия и ненависти, в мире без власти денег, непомерных налогов и преступности, без зависти и лжи. Без тех зол, в корне которых лежат деньги. Утопия, – скажет рассудительный ум, и, наверное, будет прав. Но, казалось бы, чего проще, заменить материальный эквивалент человеческих ценностей – на духовный. На Любовь. Тогда мерилом богатства человека станет не его банковский счет, а любовь к ближним, к Богу, к родине, к творчеству, к работе – ко всему тому, что состоит на службе у Cозидания. Но как тогда определить, спросите Вы, кто более ценен для общества, а кто менее? Всё просто – тот, кто полон любви и доброты, светится по-другому. Что бы это видеть не надо специальной тренировки, дети, например, легко это различают. Разумеется, возникает много вопросов, о механизме функционирования общества основанного на духовных ценностях, но если захотеть и хорошенько подумать – решение найдется. Утопия? Уже не уверен. Может, стоит попробовать, поэкспериментировать, создать такие города и отправить их в плавание, или пусть парят в небе, что бы меньше контактировать с нашим несовершенным миром.

Вот только экологические и техногенные катастрофы не разбирают, в хорошем мире ты живешь или нет…

P.S. Вы помните сказку "Курочка Ряба"? Если пораскинуть мозгами, то данная работа – иллюстрация к этой сказке.

Звездное небо с незапамятных времен волновало людские души. Сколько легенд, мифов, сказок возникло от созерцания звезд, какое огромное культурное наследие оставили цивилизации впечатленные небом… Впору заводить новую науку об истории взаимоотношений человека и неба – зведологию, небографию или как-нибудь еще...

В роли ученицы звездочета Настя Журавлева.